В данной статье рассмотрена эффективность использования одного из приемов генерации идей для решения тех или иных задач – разворот. Статья представляет интерес как для начинающих, так уже состоявшихся бизнесменов, руководителей.
Этот прием-стимулятор был первоначально разработан как «Разворот допущений». Это прямой родственник приема «Нарушитель закона», который вырабатывает идеи путем реверса допущений в проблеме во всех возможных направлениях. Разница между этими двумя методами заключается в том, что «Нарушитель закона» оборачивает то, что обычно воспринимается как «должное» о проблеме (например, шоколад должен быть коричневым), в то время как прием «Разворот» разворачивает более общие допущения (например, люди едят шоколад).
Некоторые допущения в проблемах являются чрезвычайно базовыми и фундаментальными, в то время как другие могут быть более абстрактны и эзотеричны. Например, базовое допущение в проблеме, которое заключается в привлечении новых клиентов банка, будет состоять в том, что у банка есть деньги для капиталовложений. Более абстрактным допущением может быть то, что клиенты кладут свои деньги в банк для того, чтобы удовлетворить свою потребность в безопасности.
Любой тип допущений применим при использовании этого приема.
Решая проблему привлечения новых клиентов в банк, вы можете составить список следующих допущений:
- У потенциальных клиентов есть деньги.
- Необходимо удовлетворить потребность в безопасности.
- Многих потенциальных клиентов смущают банковские процедуры.
- Банки дают деньги взаймы, чтобы делать новые деньги.
- Люди должны стоять в очереди, чтобы получить деньги.
- Когда вы снимаете свои деньги, то получаете не те деньги, которые вы первоначально вложили.
- Банки хранят деньги в подвалах.
Теперь давайте развернем эти допущения, как показано ниже:
- У потенциальных клиентов нет денег.
- Размещение денег в банке оставляет людей беззащитными.
- Потенциальные клиенты – это всезнающие банкиры.
- Банки берут деньги взаймы, чтобы их потерять.
- Людям никогда не приходится ждать, чтобы получить деньги.
- Банки хранят деньги на самом видном месте.
Наконец, давайте используем эти «перевертыши», чтобы предложить новые идеи:
- Сделать акцент на самых низких ставках кредитов в городе.
- Рекламировать меры безопасности, которые принимаются для защиты денег клиентов.
- Разработать специальные рекламные материалы, демонстрирующие профессионализм и опыт банковских служащих и персонала.
- Давать тем клиентам, которые приводят новых клиентов в банк, более высокие ставки по кредитам.
- Предлагать клиентам автоматические средства телекоммуникации, размещаемые на дому.
- Установить посередине банковского помещения прозрачную дверь, через которую клиенты могут наблюдать банковский подвал, где хранятся ценности.
Приемы типа «Очень похожий, только другой»
Если людям действительно понравились эти приемы – это как впервые влюбиться или ощутить радость, которую мы испытываем от рождения первого ребенка. Людям нравятся данные приемы по той простой причине, что они позволяют им действовать так же гладко и четко, как идут швейцарские часы.
Все, описанное в предыдущем параграфе, касается аналогового мышления – используются сравнения, основанные на подобиях. Говоря о том, что что-то «похоже» на что-то другое, вы проводите аналогию. Такие выражения обогащают и оживляют язык и, в частности, делают более интересным общение между людьми. Аналогии также помогают нам творчески себя выразить. Таким образом, они являются творческими продуктами.
Аналогии могут быть полезны при объяснении сложных концепций и решений проблемы. Например, преподаватели очень часто пользуются аналогиями при объяснении сложных понятий. Учителя берут понятия, хорошо известные ученикам, и сравнивают их с неизвестными. Это дает возможность школьникам или студентам более четко представить себе новую тему, основываясь на хорошем знакомстве с понятиями, взятыми по аналогии.
Аналогии также очень широко применяются в мире бизнеса. Один из наиболее известных примеров – использование аналогий при разработке картофельных чипсов. Клиент фирмы консультантов поставил перед фирмой проблему, как разместить больше картофельных чипсов на полках супермаркетов. Обычные пакеты с чипсами содержат много воздуха, который занимает полезное пространство. Если бы изделие можно было сжать, компания существенно увеличила бы объем продаж.
Для того чтобы решить эту проблему, эксперты фирмы стали думать о других предметах, которые сжимаются. Одна из таких аналогий оказалась связанной с уплотнением листьев. Когда их измельчают и смешивают с водой, они занимают гораздо меньший объем, поэтому фирма предложила применить эту концепцию к картофельным чипсам. При приготовлении чипсов по новой технологии в обезвоженный картофель добавляется вода, после чего изготавливаемым чипсам придается такая форма, которая позволяет удобно паковать и фасовать их в небольшие цилиндрические контейнеры. Элегантное решение с использованием аналогового мышления.