Поиск корня проблемы для бизнесмена

Правильное решения в бизнесеУмение принимать решения заслуженно признано очень важным качеством любого успешного бизнесмена. Кем бы вы ни работали, рано или поздно наступает момент, когда вам необходимо изучить проблему во всех деталях и выбрать оптимальный образ действий. Если вам требуется принять решение, то первым шагом должен стать анализ ситуации.

В различных организациях существуют специальные процедуры принятия решений, которые позволяют экономить время. Однако такие жесткие модели не могут служить универсальным рецептом для увеличения прибыльности и развития компании.

«Чрезвычайная ситуация» на работе создает иллюзию занятости. Сотни людей трудятся над выполнением множества задач. Такая кипучая деятельность может, пожалуй, привести к выводу, что для повышения производительности невозможно придумать ничего, кроме рекомендации работать еще усерднее. Но это не так. Другой способ существует – обдумать ситуацию, используя основные принципы, а затем принять решение, которое будет иметь долгосрочные положительные последствия.

Ниже мы приведем советы, которые позволят отыскать корень проблемы и, соответственно, принять верное решение.

Совет 1. Изучите сложившееся положение

Время, потраченное на поиск причин проблемы, с лихвой окупится принятым решением. В некоторых сферах бизнеса существует устоявшийся порядок вещей, причины которого уже утеряны в анналах истории. Даже когда меняются условия, прежние методы используются без всяких рассуждений, хотя в них нет уже никакого смысла. Обоснование этим привычкам зачастую сводится к высказываниям типа «Мы все время так поступаем!». Вскрывая неэффективность данных привычек и связанные с ними затраты времени, вы можете убедить людей использовать какие-то иные практические подходы.

Задумайтесь, например, о том, как выглядит компьютерная клавиатура. Мы до сих пор пользуемся расположением букв ЙЦУКЕН, хотя подавляющее большинство людей не умеют печатать десятью пальцами.

А если при наборе пользоваться только указательными пальцами, то расположение клавиш, основанное на частоте повторяемости букв, теряет всякий смысл. Вот всего лишь два примера привычек, причины которых кроются в истории и которые до сих пор сохраняются, несмотря на развитие современной техники.

Встретившись с описанной выше производственной ситуацией, задайте себе несколько вопросов. Например:

1. Что является причиной постоянного отвлечения людей от дела?

2. Предпринимаете ли вы какие-нибудь действия, чтобы обойти установленные процедуры?

3. Затрачиваете ли вы больше времени на улаживание всяких неурядиц, чем на получение результатов?

4. Ждете ли вы окончания рабочего дня, чтобы получить возможность продуктивно поработать?

5. Может менее накладно (в денежном плане) устранить основную причину, чем бороться с симптомами?

6. Отнимают ли простые операции слишком много времени?

Совет 2. Проанализируйте основную причину

Анализ так называемой «корневой» причины поможет вам найти ответ на поставленные выше вопросы.

Он побуждает заглянуть в глубь происходящих событий и понять, чем вызвана проблема. Такое системное мышление не рассматривает ее изолированные проявления по отдельности, а оценивает в динамике всю проблему и ее причинно-следственные взаимосвязи.

Анализ основных причин – это логический дедуктивный метод, который позволяет установить, что, как и почему происходит. Он позволяет вскрыть ту часть проблемы, ликвидировав которую мы окончательно решаем вопрос.

Этапы анализа причин:

1. Сбор данных.

Чтобы провести полноценный анализ, необходимо досконально разобраться в ситуации.

2. Описание причин.

Необходимо выявить все события и процессы, которые привели к возникновению проблемной ситуации. Для более ясного понимания последовательности событий лучше всего использовать блок-схему.

3. Определение основной причины.

Тщательно изучите блок-схему. Если правильно проанализировать и выделить все данные, то появится возможность установить корень проблемы.

4. Выработка и выполнение рекомендаций.

Хотя окончательная реализация принятого решения может быть поручена и не вам, но если вы не позаботились о том, чтобы предпринять какие-то конкретные действия, то все ваши усилия по выработке решения могут оказаться напрасными.

При качественном анализе основной причины должны рассматриваться и человеческие факторы, например способности и мотивация сотрудников. Узкие места в производственной деятельности – это и ограниченные способности сотрудников, и их непрофессионализм, и отсутствие признания и поощрений. Даже самое элегантное решение окажется бесполезным, если не будет исполняться работниками. Поэтому человеческий фактор приобретает в данном случае особое значение.

Это важно знать: находясь под давлением обстоятельств, люди часто прибегают к тактике заделывания дыр. Однако в долгосрочной перспективе это не приносит никакой пользы. Периодически проблема будет давать о себе знать, пока вы не поймете и не устраните ее основную причину.

Совет 3. Используйте причинно-следственную диаграмму

Существует много различных видов подобных диаграмм, но их основная задача состоит в том, чтобы позволить взглянуть на проблему более широко и определить вызвавшие ее факторы.

В качестве одного из типов причинно-следственных диаграмм можно привести «концептуальный веер» Эдварда де Боно. Чтобы изобразить его, нарисуйте круг в левой половине листа бумаги и впишите в него название проблемы. Затем проведите от него линии в виде веера в правую половину листа, каждая из которых ведет к какому-то потенциальному решению. Затем каждое из решений рассматривается в связи с конкретным контекстом. Создавая такой веер, вы можете наглядно увидеть причины и сопутствующие им условия возникновения проблем, что зачастую наводит на эффективное в долгосрочной перспективе решение.

Совет 4. Используйте метод шести сигм

Метод шести сигм представляет собой системный подход к оценке работы организации. Он позволяет довольно быстро вскрыть корни той или иной проблемы. Этот метод приобрел популярность в 1970-е годы в компании «Toyota», где использовался для исследования причин производственных проблем и состоял в последовательной постановке вопроса «почему?» пять раз подряд.

Почему этот вопрос задается несколько раз подряд? Потому, что ответ на первое «почему?» очень часто ведет к следующему «почему?». Чем дольше мы его задаем, тем яснее становится проблема и тем больше мы приближаемся к ее истокам. Данный метод очень легко освоить. Чтобы его использовать, возьмите одно из следствий проблемы и начинайте в обратном порядке прорабатывать причины, которые к нему привели.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.