Приемы-стимуляторы генерации идей 10

Групповые приемы-стимуляторы генерации идейГрупповые приемы-стимуляторы можно разделить на приемы-стимуляторы мозгового штурма и приемы «мозгового конспекта».

Мозговой штурм, безусловно, подразумевает традиционную словесную (вслух) генерацию идей в группе.

«Мозговой конспект» – термин, который появился впервые в Германии, – обозначает молчаливую письменную генерацию идей каждым участником в составе группы.

При прочих одинаковых условиях группы мозгового конспекта генерируют больше идей, чем группы мозгового штурма. Одна из причин состоит в том, что когда мы взаимодействуем в разговоре, то оказываемся не столь продуктивными, как при письменной работе. Мы все-таки критикуем идеи, хотя не должны этого делать, чувствуем возбуждение, беспокоимся о том, что другие подумают о наших идеях, а также нас постоянно сбивают с толку различные посторонние вопросы и «скрытая повестка, дня». Более того, при проведении мозгового штурма одновременно может говорить только один человек.

Если мозговой конспект дает больше идей, чем мозговой штурм, зачем тогда нам использовать группы мозгового штурма?

Ответ заключается в том, что все мы общественные создания. Большинство из нас испытывают проблемы, если длительное время ни с кем не разговаривают. Безусловно, мы гораздо полнее реализуем наши социальные потребности в составе групп мозгового штурма.

Более того, ряд приемов-стимуляторов мозгового штурма обеспечивают такое структурирование работы, которое устраняет некоторые недостатки. Так, если группа работает устно по такой же методике, что и при письменной работе, она будет более успешна, чем группа мозгового штурма, у которой такой методики нет.

Для проверки всех этих положений был проведен эксперимент с использованием шести различных методик генерации идей.

Каждая методика проверялась на шести категориях групп, состоящих из четырех человек каждая:

  • Группы, которые использовали методику 1, генерировали идеи без каких-либо формальных инструкций.
  • Группы, пользующиеся методикой 2, генерировали идеи, но получили команду следовать правилам мозгового штурма и откладывать вынесение суждений (эта же рекомендация была дана и всем последующим группам).
  • Группы, применявшие методику 3, генерировали идеи с использованием одного из приемов-стимуляторов мозгового штурма.
  • Группы, использовавшие методику 4, генерировали идеи согласно процедуре мозгового конспекта, при которой члены группы не видели идей друг друга.
  • Группы, придерживавшиеся методики 5, генерировали идеи по методу мозгового конспекта, при котором все участники читали идеи друг друга.
  • Группы, применявшие методику 6, генерировали идеи с использованием комбинированного метода мозгового штурма и мозгового конспекта. Кроме того, каждая из этих групп включала в свой состав по два опытных руководителя процесса генерации идей.

Каждой из групп было дано 45 минут на генерацию идей в области новых продуктов быстрого питания. Когда идеи были подсчитаны, было обнаружено, что в тех группах, которые использовали методики от 1 по 5, было коллективно наработано около 1400 идей, в то время как в группах, применявших методику 6, было генерировано около 1200 идей. По существу, группы, использовавшие методику 6, выработали вдесятеро больше идей, чем группы, работавшие по методике 1.

Как видите, генерировать перспективные идеи посредством предложенных способов достаточно просто. Главное в этом деле придерживаться общих рекомендаций по использованию групповых методов.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.