Приемы-стимуляторы генерации идей 2

приемы-стимуляторы генерации идейПродолжаем обзоры приемов-стимуляторов генерации идей для людей, ищущих полета своих мыслительных способностей и нахождения успешных идей, успешных решений, успешных выходов из проблем.

«Переименование»

Каждый день мы играем в имена. Обращаясь к человеку, предмету, месту или понятию, мы используем этикетки, которые известны как имена или названия. Слова «книга», «пляж» и «гравитация» – это все слова, которые мы используем, чтобы общаться друг с другом. Без таких слов у нас были бы проблемы в том, чтобы друг друга понять. Таким образом, повседневные взаимодействия включают последовательность коммуникационных попыток, в которых участвуют «этикетки».

Сталкиваясь с проблемами, мы классифицируем и определяем их с помощью таких этикеток, как «финансовая», «маркетинговая», «кадровая» либо «контроль качества». Они позволяют нам различать всевозможные типы проблем и дают общую основу для взаимопонимания. Если мы говорим, что у нас возникла кадровая проблема, вы понимаете, что мы озабочены вопросом, касающимся людей. Вы можете и не знать точно, в чем суть вопроса, но этикетка «кадровая» помогает вам исключить другие типы проблем как возможные.

Хотя этикетки важны для эффективной коммуникации, они могут сделать решение проблем более сложным. Одна из опасностей навешивания на проблему этикеток заключается в том, что мы можем начать подходить к некоторым проблемам стереотипно. Взятая в крайнем виде, эта тенденция может ограничить нашу способность думать над решениями.

Навешивание этикетки ограничивает наше восприятие этой проблемы. Это может создать узкую перспективу даже в том случае, когда у нас не было такого желания. Например, предположим, что вы следующим образом формулируете конкретную кадровую проблему: «Как мне мотивировать служащих работать лучше?» Такое определение ограничивает возможные решения для мотивации служащих. Хотя нет ничего принципиально неверного в ограничении предполагаемых решений, ваши управленческие возможности сильно сужаются.

В данном случае может оказаться предпочтительнее расширить это определение при помощи использования менее ограничительной, более позитивной этикетки. Например, проблему лучше определить так: «Как мне повысить производительность служащих?» Этим осуществляется переключение с мотивационной этикетки на этикетку производительности, что открывает более широкий диапазон возможных решений и сдвигает акцент с самих служащих как основного ядра проблемы на их работу. Таким образом, ситуация преобразуется из мотивационной проблемы в проблему производительности.

Изменение подхода может также помочь вам избежать тех ограничений, которые возникают из-за этикетки, навешенной на проблему. Все, что вам нужно, так это напрячь свое воображение и переформулировать ее. По возможности проделайте это в юмористической форме. Например, вы можете переформулировать проблему, связанную с персоналом, «как подсмолить им хвост», «как выдавить кровь из камня». Вы можете даже использовать эти перспективы для стимулирования идей. Например, концепция «подсмолить хвост» может предложить общий выезд всех служащих на природу или проведение совместного уик-энда с костром, посвященного обсуждению способов повышения производительности.

«Стереотип»

Что касается приема «стереотип», то основан на понятии создания новой перспективы путем консультаций с другими людьми. Однако в этом случае вместо непосредственного разговора с другим лицом вы начинаете думать так, как будто вы и есть это другое лицо.

Выберите какую-нибудь профессию и попробуйте представить себе, как бы стал решать вашу задачу типичный ее представитель. Как бы офицер полиции, юрист, бухгалтер, аптекарь, врач, мясник или плотник сформулировали вашу проблему? Какие решения могли бы прийти в голову этим людям?

При выборе профессии не беспокойтесь, если вы не слишком много знаете о ней. Важно, чтобы вы сделали концентрированное усилие по использованию любых ваших знаний в качестве стимулятора идей. Можно предложить следующие этапы:

  1. Выберите профессию, о которой вы что-то знаете и которую считаете интересной. В идеале она не должна быть связана с вашей проблемой. Например, при решении медицинской проблемы не выбирайте профессию врача или медсестры.
  2. Запишите все, что вы знаете (или думаете, что знаете) об этой профессии и о людях в ней. Делая это, избегайте всяческих оценок или суждений.
  3. Используйте этот список данных о профессиях для стимулирования идей.

Предположим, например, что вы хотите улучшить контроль качества в вашем производственном процессе. Вы можете выбрать профессию плотника и записать следующие замечания относительно плотницкого дела:

  • Плотник затупляет гвоздь молотком, чтобы доски не раскалывались.
  • Хороший плотник всегда семь раз отмеряет, прежде чем отрезать.
  • Качество шлифовки определяет качество готовой поверхности.
  • Пилить легче вдоль волокон, чем поперек.
  • Всегда бери нужный инструмент для работы (например, никогда не следует использовать отвертку в качестве молотка).

Эти формулировки могут подсказать следующие идеи:

  • «Затуплять» последствия ошибок путем разработки специальной программы качества, которая «ударяет молотком» по вопросу улучшения качества.
  • Требовать от всех производственных служащих дважды проверять свою продукцию.
  • Предоставить всем служащим возможность дополнительного обучения методам контроля качества.
  • Проводить регулярные совещания со служащими, чтобы убедиться, что они правильно понимают цели и философию управления.
  • Убедиться в том, что все работники используют последние достижения технологии для повышения качества работ.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.