Прием выработки идеи - бионические идеи

Приемы выработки идей в бизнесеЭта статья актуальна для людей, которые реализуют себя в той или иной сфере деятельности. В ней рассмотрена эффективность использования  приема выработки новых идей, а так же особенности его использования на конкретных примерах.

Бионические идеи

Природа – это прекрасная старая волшебница. Среди прочего она прекрасно решала и решает самые разные проблемы. Подумайте об этом. Она решила на своем веку бесчисленное множество проблем, которые ставились перед ней растениями и животными (включая и человека). Многие растения «знают», как поворачиваться лицом к солнцу. Природа помогает летучим мышам находить дорогу, хотя у них нет глаз, змеям – передвигаться без ног, а жирафам – доставать листья на самых высоких деревьях.

Один особый тип аналогии известен под названием «бионика». В то время как обычные аналогии отражают сходство, встречаемое повсюду в жизни, бионический прием, который называется «Бионические идеи», ищет сходство в матери-природе. Зачем «изобретать колесо», если мать-природа уже сделала это?

Исследовательские лаборатории успешно решили множество электронных, тепловых, гидравлических, механических и химических проблем с использованием бионических идей. Например, глаз жука был использован как аналогия самолетного датчика-высотомера. Александр Грэхем использовал характеристики человеческого уха для изобретения телефона, а чувствительные к температуре органы гремучей змеи помогли изобрести систему наведения для крылатых ракет «Сайд Уиндер».

Одна известная аналогия привела к появлению продукта, аналогичного обыкновенной колючке (репейнику). Охотник, который однажды шел через поле, обратил внимание на то, как репейник цепляется за его штаны, используя механизм мельчайших крючков. Эта система крепления привела к концепции застежки-липучки. Вся промышленность стала использовать результат этого простого наблюдения.

Этапы использования «Бионических идей»:

  • Сформулируйте проблему как можно четче. Используйте для этого глагол, обозначающий действие, и объект (например, как увеличить объем продаж).
  • Опишите основной принцип процесса, который составляет суть проблемы. Увеличение объема продаж, например, основано на принципе получения большего количества чего-нибудь из чего-нибудь.
  • Попробуйте найти аналогичные принципы, использованные в природе (то есть биологические или ботанические аналоги).
  • Используйте эти аналоговые принципы или процессы для стимулирования новых идей.

Например, предположим, что вы являетесь директором гастронома. Ваш помощник сообщил вам, что потери магазина из-за краж покупателей-несунов стали больше, чем раньше. Для того чтобы устранить эту проблему, вы решили прибегнуть к приему «Бионические идеи».

Вы формулируете проблему следующим образом: как можно предотвратить рост краж в магазине? Затем вы описываете основной принцип ваших действий: как предотвращение.

После этого составляете список тех явлений природы, которые используют принцип предотвращения:

  • Большинство птиц оборудует свои гнезда на деревьях, чтобы хищники не могли до них добраться.
  • Некоторые животные изменяют цвет своей колеи, чтобы слиться с окружающей средой и избежать нападения врагов.
  • Белки откладывают орехи на зиму, чтобы не умереть с голоду в холодные месяцы.
  • Многие животные по очереди охраняют свои гнезда, чтобы защитить свое потомство.
  • Верблюды накапливают большое количество воды в своем организме, чтобы избежать жажды и обезвоживания.
  • Черепахи мгновенно прячутся в панцирь, чтобы хищники не откусили голову или ноги.
  • Мать-природа заложила во многих животных очень сильную сексуальность, чтобы предотвратить исчезновение вида.
  • Многие растения поворачиваются к солнцу, чтобы сохранить скорость роста (так называемая фото-трофическая реакция).
  • Многие деревья сбрасывают листья, чтобы облегчить питание в зимние месяцы.
  • Многие животные, чтобы отпугнуть нападающих врагов, издают громкие звуки.

Эти сравнения предлагают следующие возможные идеи:

  • Установить телекамеры в потолке, чтобы наблюдать за покупателями.
  • Замаскировать охрану под покупателей, чтобы они могли смешаться с ними и выявлять «несунов».
  • Зарабатывать дополнительные средства, чтобы компенсировать украденный товар.
  • Обязать служащих по очереди наблюдать за покупателями.
  • Поощрять покупателей, которые доносят о кражах, путем проведения среди них лотереи, в которой участвуют те, кто сообщает о магазинных кражах. Победитель получает путевку в океанский круиз.
  • Установить датчики таким образом, чтобы все двери автоматически запирались мгновенно после того, как датчик обнаружит, что кто-то пытается покинуть помещение с украденным товаром.
  • Обещать вознаграждение тем служащим, которые будут способствовать охране товара от краж.
  • Сделать так, чтобы все освещение в магазине начинало мигать в тот момент, когда кто-то пытается покинуть магазин с украденным товаром.
  • Спрятать самые дорогие изделия в специальные стеклянные контейнеры, чтобы люди не могли их достать. Эти вещи может извлекать из контейнеров только продавец.
  • Установить сигнал тревоги, который будет раздаваться всякий раз, когда кто-либо будет пытаться самовольно взять дорогой товар.

 

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.