Проверка допущений

приемы генерации идейНе секрет, что современные и преуспевающие бизнесмены в своей деятельности руководствуются творческим подходом к решению проблем, достижению целей, разработке идей.

Одним из главных принципов творческого мышления является проверка допущений и принятых условий, условностей. Этот принцип лежит в основе всего процесса генерации идей.

Вы видите только то, что вам кажется, что вы видите. Всякий раз, разглядывая что-либо, вы, естественно, делаете определенные допущения (предположения) относительно реальности этого. Оптический обман – одна из форм творческого восприятия – основан как раз на этом явлении.

К примеру, большинство студентов-психологов знакомы с известным рисунком, который объединяет в себе портреты молодой девушки и старухи. То, какую из женщин вы в данный момент видите, зависит от того, как вы смотрите на рисунок, а то, как вы на него смотрите, зависит от тех допущений, которые вы делаете относительно стимулирующих элементов рисунка (то есть его линий и их соотношения друг с другом). Если вы принимаете для себя одну конфигурацию линий, вы видите старуху. Если вы принимаете другую конфигурацию, вы видите девушку.

В определенном смысле можно сказать, что оптический обман заставляет нас видеть одно, в то время как в изображении может присутствовать и что-то другое. Аналогичным образом мы по-разному реагируем, сталкиваясь с различными стимулами (раздражителями). Вы можете смотреть на цветок и испытывать счастье, так как он напоминает вам о ваших любовных связях; кто-то другой, однако, может, глядя на тот же самый цветок, испытывать грусть, поскольку он напоминает ему или ей о недавней смерти любимого человека. Оба человека в этом примере воспринимают один и тот же цветок, но они также «видят» в нем качества либо радости, либо печали. Для того чтобы узнать, почему они видят именно эти качества, они должны подвергнуть проверке свои допущения.

Этот же принцип срабатывает, если его применить к приемам-стимуляторам выработки идей. Интеллектуальные методы решения проблем представляют собой те самые стимулы, которые вызывают соответствующие реакции. Ваша конкретная реакция будет зависеть от тех допущений, которые вы делаете относительно конкретного стимула.

Чем больше стимулов вы используете, тем большим станет ваш банк возможных идей. Когда эти стимулы и различные индивидуальные реакции на них используются в составе группы, то количество и качество возможных идей резко возрастают. Чем больше стимулов и чем больше идей, тем больше будет допущений, которые, в свою очередь, порождают еще больше идей. Большее количество идей дает вам больше вариантов и больше шансов решить свои проблемы.

Повседневные допущения. Вы не сможете эффективно решать проблемы, если не научитесь проверять свои допущения. К сожалению, большинство из нас не сильные специалисты в этом деле. Каждый день по множеству раз мы сначала действуем, а потом уже обдумываем то, что натворили и какие могут быть последствия. В действительной жизни мы принимаем так много повседневных решений, что практически невозможно сначала проверить все возможные допущения по ним.

Например, даже простой разговор с кем-нибудь подразумевает множество допущений. Вы должны предположить, что ваш собеседник в действительности услышал именно то, что вы сказали, и правильно понял вас. Что неречевые реакции этого собеседника означают как раз то, что вы думаете, а также что вы можете уловить весь скрытый смысл или скрытые цели разговора.


Переломные решения. Другая причина того, почему так важно научиться проверять свои предположения, состоит в том, что в процессе анализа можно получить прорыв (перелом) традиционного восприятия. Проверка предположений может помочь вам сместить перспективы и взглянуть на проблемы в новом свете. В результате часто появляется переломное (прорывное) решение или, на худой конец, новая формулировка проблемы.

Проверка допущений. Если вы занимаетесь бизнесом, все это должно быть вам знакомо. Иногда достаточно придумать какой-нибудь один небольшой «фокус», чтобы получить преимущество перед конкурентом. Наряду с использованием тех умственных приемов-стимуляторов, которые предлагает эта книга, вы можете повысить свою конкурентоспособность, если будете постоянно заниматься проверкой допущений на достоверность. Конечно, невозможно делать это по отношению к каждой проблеме. Однако следует тщательно проверять все допущения, касающиеся проблем стратегической важности или проблем: с возможными серьезными последствиями. Уроки, таким образом, должны быть избирательными.

Итак, как проверять допущения и предположения? Самое важное – никогда не переставать спрашивать. Задавайте как можно больше вопросов по той проблеме, которую вы пытаетесь решить. Чем больше вопросов вы зададите, тем ближе подойдете к пониманию сути самой проблемы.
Один из способов облегчения процесса опроса состоит в использовании известных «пяти вопросов журналиста»: кто, что, где, когда и почему. Сочетание этих вопросов позволит вам более эффективно отыскивать информацию.

Например, вы можете задавать следующие вопросы:

  • Кто является конкурентом?
  • Кто покупатели?
  • Что выпускает компания?
  • Какова цель?
  • Где можно сделать усовершенствования?
  • Где можно получить данные о конкурентах?
  • Когда следует проникнуть на новый рынок?
  • Когда покупатели покупают больше всего товара?
  • Почему люди покупают именно эти продукты?
  • Зачем вам нужно проникнуть на новый рынок?

Задавайте побольше вопросов – и вы станете лучше понимать свой бизнес. Если вы будете лучше понимать свой бизнес, у вас возникнет больше творческих идей о том, как его улучшить.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.