Рисовый штурм

Мозговой штурмНиже рассмотрены эффективные способы выработки идей группами или мозгового штурма – рисовый штурм. Не всегда обычные приемы-стимуляторы могут помочь всем и каждому. Если один прием окончился неудачей, попробуйте другой. Однако, если вы оказались полностью обескураженными в процессе выработки идей, может быть, самое время вернуться назад к исходной проблеме, а не пытаться слепо вырабатывать новые идеи.

Решение может заключаться не в том, чтобы пробовать новые приемы или искать новых творческих людей. Вместо этого следует потратить некоторое время на проверку того, правильно ли мы понимаем саму проблему.

Такая необходимость в прояснении проблемы особенно важна при работе в группах или мозговом штурме. Чем больше людей вовлечено в решение проблемы, тем больше возникает разных восприятий, с которыми нам нужно иметь дело. Каждый отдельный человек может видеть проблему со своей отличной перспективы. В таких ситуациях группа не сможет вырабатывать идеи до тех пор, пока у ее членов не будет единого восприятия поставленной задачи.

Рисовый штурм

Рисовый штурм – это японский прием, он имеет два этапа:
1) понимание сути проблемы и
2) решение проблемы.

На этапе понимания необходимо добиться того, чтобы все члены группы уловили и поняли суть проблемы одинаково; этап решения подразумевает вдохновление каждого члена группы на участие в выработке идей. Далее приводится последовательность действий при использовании этого приема.

Определение проблемы:

  • Члены группы записывают все факты, касающиеся проблемы, на отдельных карточках (по одному факту на каждой).
  • Карточки собираются и перераспределяются среди членов группы таким образом, чтобы никому не досталась своя карточка.
  • Руководитель группы читает вслух одну из них. (А) Члены группы выбирают факты на своих карточках, имеющие отношение к зачитанному. После этого они зачитывают их вслух для других членов группы, формируя, таким образом, комплект фактов.

Группа присваивает этому комплекту какое-либо имя, отражающее суть комплекта. Имя придумывают после того, как рассмотрены все факты и сделана попытка извлечь из них самые существенные свойства. Это имя должно:
а) быть изменчивым в зависимости от фактов, на основе которых оно было придумано;
б) быть конкретным (не слишком общим);
в) не быть простым следствием из подмножества фактов.

Процесс продолжается до тех пор, пока все факты не будут объединены в комплекты под именами.
Наконец, члены группы объединяют все комплекты до тех пор, пока не образуется единый комплект, включающий все признаки, ему затем также присваивается имя. Окончательный комплект должен включать все ранее обсужденные факты и соображения. Члены группы утверждают эту заключительную формулировку и приходят к выводу, что по ней достигнут консенсус.

Решение проблемы:
Члены группы по одному записывают возможные решения на карточках (по одному решению на каждую).
Руководитель группы собирает и перераспределяет карточки таким образом, чтобы никому не досталась своя карточка.
Руководитель зачитывает вслух одно из решений.
Члены группы просматривают решения на своих карточках и выбирают те, которые имеют отношение к зачитанному решению. После этого участники обмениваются связанными решениями и используют их для построения единой карточки – комплекта решений.

Группа присваивает каждому комплекту имя и надписывает его на карточке. Процесс продолжается до тех пор, пока все комплекты решений не будут расписаны. Суть образовавшегося заключительного решения должна включать в себя все предыдущие решения. Наименование этого комплекта должно охватывать суть всех предыдущих решений.
В заключение руководитель спрашивает группу: «Какова суть свойств и характеристик, которые незаменимы для этих идей?» Этот вопрос должен вызвать появление новых идей. Руководитель затем может выбрать и объединить самые лучшие предложении в окончательный комплект решений.

Для иллюстрации «Рисового штурма» рассмотрим процесс, в ходе которого группа специалистов-компьютерщиков использовала этот метод с целью усовершенствования домашнего компьютера. Члены группы сначала составили список всех проверенных и связанных фактов о проблеме:

  • Мы можем создать компьютеры, которые работают в двадцать – пятьдесят раз быстрее, чем стандартные.
  • Экран компьютера может крепиться к стене.
  • Волоконная оптика значительно повышает разрешение.
  • Полномасштабное видео может быть объединено с компьютерной графикой.
  • Настольные компьютеры становятся все более портативными.

После изучения этих и других фактов члены группы описали суть стоящей перед ними проблемы следующим образом: «Как можно разработать домашний компьютер, который был бы быстрее, универсальнее, имел бы больше средств мультимедиа и более высокое разрешение с полиэкранным изображением для многофункционального применения? »

После этого члены группы стали по отдельности вырабатывать идеи. Было предложено следующее:
Портативный компьютер, настолько маленький, что его можно нести одновременно с двумя корзинами бакалейных товаров.
Объединение возможностей видео и компьютера с чрезвычайно широкополосным частотным адаптером, чтобы получить доступ к любому мультфильму или кинофильму, снятому на видео за все годы.
Электронные издательские средства, в которых домашний компьютер имеет доступ к банкам данных по образованию, путешествиям, медицине, спорту и так далее.
Специальные сотовые насадки на бытовые электро-розетки в стенах, которые дают возможность разместить компьютерный экран в любом месте, позволяя встраивать экраны дисплеев в такие объекты, как письменные столы и другие элементы рабочих мест.

Эти и другие подобные решения были сгруппированы в комплекты, поименованы, переименованы и перегруппированы в такие комплекты решений, которые наилучшим образом описывают суть всех предыдущих решений: «Домашний мультимедийный "Кролик Роджер"». Такое решение подразумевает создание домашней компьютерной сети, которая выполняет развлекательную функцию (доступ к любому видеофильму, снятому до сих пор); функцию рукописного ввода для автоматического переноса данных в компьютер; имеет сканер; современные программные агенты, которые просматривают чужие базы данных с целью поиска полезной информации и ввода в компьютер; экраны на заказ, которые можно встраивать в письменные столы, вешать на стены или носить с собой.

 

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.