SWOT-анализ

Решение открыть бизнес сопровождается финансовыми планами (где взять деньги, в каком объеме), стратегическими планами (как распорядиться деньгами, какая будет структура вложений и т.д.), маркетинговыми планами (каков спрос на вашу продукцию/услуги/работы, какие цены в данной отрасли на аналогичный товар).

Учесть все вышеуказанные факторы и принять на их основе правильное управленческое решение достаточно сложно, однако бесценную помощь в данном вопросе оказывает SWOT-анализ бизнеса.

SWOT – это аббревиатура от четырех категорий на английском языке: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы. SWOT-анализ позволяет оценить уровень конкурентоспособности фирмы независимо от длительности ее существования (несколько десятков лет или только открывшаяся). Он дает возможность аналитику ясно и четко понять, какие у фирмы существуют слабые стороны, на которые необходимо обратить внимание и по возможности «подтянуть».

Например, если слабой стороной предприятия является качество продукции, то целесообразно пересмотреть закупаемое сырье, исходные материалы, оборудование, на котором производится продукция, квалификацию персонала, который работает за этим оборудованием и прочее. Также анализ дает возможность увидеть, какими сильными сторонами обладает предприятие, в каком ключе оно может особенно достичь успехов.

Помимо этого, SWOT-анализ предполагает выявление возможностей развития фирмы. Например, возможность занять новую нишу на рынке, либо выход на внешний рынок, возможность производства уникального продукта, что будет выделять вас из конкурентной массы, возможность привлечения дополнительных финансовых вложений (это могут быть кредиты, займы или инвестиции). В каждом конкретном случае возможности развития свои.

Угрозы, которые могут предстать перед организацией, также выявляются и оцениваются. В качестве угроз могут быть самые различные факторы: выход на рынок новых конкурентов, повышение ценового давления конкурентами, изменения в экономике, изменения в предпочтениях покупателей, угроза банкротства и т.д.

Анализ факторов по всем направлениям (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы) оцениваются по следующим сторонам бизнеса: финансы, управление, производство, маркетинг. Для детального анализа деятельности, можно составить SWOT-анализ в каждом конкретном направлении бизнеса.

Конечной целью SWOT-анализа является составление такой таблицы:

swot

Для того, чтобы легче было определиться с тем, какие факторы фирмы отражают ее сильную сторону, а какие – слабую, можно при рассмотрении фактора задавать вопрос: «Повышает ли данный фактор конкурентоспособность продукции фирмы?» или «Нет ли у конкурентов таких качеств/характеристик/свойств товара?».

Для определения возможностей, нужно объективно оценить ситуацию, происходящую на предприятии. В этом поможет вопрос: «Что может помочь в развитии нашей фирмы, чего мы еще не использовали/не используем?». От объективности аналитика зависит наличие дополнительных возможностей в развитии.

К примеру, бывает так, что директор фирмы не видит того (или не хочет видеть), что его политика ценообразования абсолютно неэффективна. Или страх дополнительных объемов работы и рисков не позволяет руководству компании освоить новую нишу рынка.

Справедливо оценить угрозы компании можно с помощью анализа внешней среды. В первую очередь необходим маркетинговый и экономический анализ, затем политический и социальный анализ.

После того, как перед руководителем фирмы будет представлена таблица, приведенная выше, можно будет строить стратегические планы по поддержанию и развитию бизнеса. Эти планы будут учитывать весь спектр проблем и ситуаций, которые могут возникнуть у компании. Чем аналитичнее и подробнее будет эта таблица, тем очевиднее будут направления развития фирмы.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.