Типичные ошибки в бизнес-плане

бизнес-планКак известно, одной из основных стадий работ, предшествующих началу работы компании, является составление бизнес-плана компании – документа, в котором будет доступным языком объяснено, как, за счёт чего и с помощью чего компания намерена приносить своим инвесторам прибыль.

Бизнес план – одно из неотъемлемых требований потенциальных инвесторов и банков, что логично (инвесторы и банки должны знать, во что они вкладывают свои деньги и за счёт чего они вернутся к ним впоследствии, да ещё и с процентами), поэтому к составлению бизнес-плана нужно подходить максимально ответственно.

К сожалению, даже те основатели фирм, которые поняли, что самостоятельно составить бизнес-план они не смогут и привлекли к этому делу опытных специалистов, не могут быть уверены в том, что на выходе они получат совершенный бизнес-план: случается так, что и специалисты забывают учесть некоторые ситуации, которые могут сложиться на рынке, что может обернуться крахом компании.

В этой статье мы рассмотрим все требования инвесторов, предъявляемые к бизнес-планам компаний, и достаточно часто забываемые составителями этих самых бизнес-планов.

1. Поверхностный анализ

Многие составители бизнес-планов (как начинающие основатели фирм, так и опытные эксперты в этой области) проводят недостаточно глубокий анализ сложившейся ситуации на рынке, упуская из внимания некоторые причины, приведшие к подобному развитию событий, а также забывая искать на рынке предпосылки для изменения текущей ситуации. Поверхностный анализ рынка приводит к тому, что бизнес-план становится недостаточно гибким: в нём учитываются только некоторые наиболее вероятные варианты развития событий на рынке, и в случае резкой переориентации рынка у компании не остаётся продуманных путей дальнейшего обеспечения своей жизнедеятельности и получения прибыли.

2. Нечётко определённые цели

Некоторые основатели фирм не совсем понимают, что они хотят от своей фирмы и вследствие этого нечётко определяют цели, которые должны быть достигнуты фирмы, или определяют их в корне неверно. Анализ рынка производится прежде всего с учётом целей, поставленных перед компанией, а если цели были поставлены неверно или слишком размыто, то может быть проведён анализ ненужного сегмента рынка (или анализ рынка по ненужным параметрам), что также влечёт за собой неправильные методы достижения целей и неправильную деятельность компании, что в конце концов приведёт к краху организации (если, конечно, руководства фирмы вовремя не опомнится и не поставит перед фирмой чёткие цели, для которых будут избраны однозначные методы достижения).

3. Распределение ответственности

Бизнес план включает в себя раздел, в котором детально расписывается, кто ответственен за ту или иную часть деятельности компании. Ошибок в распределении ролей может быть масса: излишняя (или наоборот, недостаточная) ответственность может быть возложена на руководителя фирмы, на руководителя одного из подразделений предприятия может быть возложена ответственность за действия другого подразделения этой же фирмы и т.д., что в конечном счёте приведёт к несогласованности внутри фирмы, потери ей чёткого вектора развития и последующему краху.

 

4. Недостаточная квалификация персонала

Персонал также может быть одной из причин неудач компании, причём достаточно часто – главной: это происходит в случае, если руководитель или руководящий комитет фирмы набирают по незнанию или в целях уменьшения расходов людей, которые не понимают, чего хочет от них компания или людей, уровень знаний которых не соответствует предъявляемым к сотрудникам требованиям (попробуйте нанять на работу в It-компанию на одну из самых важных должностей бывшего дворника и увидите, что получится).

5. Недооценка рисков

Многие создающиеся сегодня компании работают в сферах высоких экономических рисков (строительство, металлургия, туризм и т.д.) – сферах, где всё зависит от часто изменяющегося рынка и так же часто меняющихся запросов потребителей. При планировании потенциальной прибыли руководители таких компаний пишут в бизнес-проектах цифры, которые могли бы соответствовать действительности только при устойчиво высоком спросе на их продукцию или услуги, чего в условиях постоянной изменчивости рынка быть не может, и в результате запланированные исходя из высоких доходов высокие расходы покрывать оказывается попросту нечем, и компания после нескольких месяцев отчаянных поисков средств объявляется банкротом.

6. Упрямство руководителей

При создании фирмы нужно понимать, что вы – не первый, кто создаёт компанию в выбранной вами сфере деятельности, и многие компании, созданные до вас, уже закрывались на ранних стадиях своей деятельности. Причин тому могло быть множество, и прежде чем открывать свою компанию, неплохо было бы изучить историю причин, приведших к закрытию ранее созданный компаний – возможно, вы что-то вынесете из этого для себя и в своей фирме уже таких ошибок не допустите.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.