Три главных подхода к мотивации труда

Обобщая накопленный опыт, можно выделить три главных подхода к мотивации труда:

• диспозиционный,

• когнитивный,

• подкрепляемой мотивации.

Диспозиционный

Анализ мотивации творческого интеллектуального труда в рамках диспозиционного подхода показал, что в основе удовлетворения высоких потребностей самоактуализации и в уважении лежит владение информацией и способность продуцировать новые знания. Однако сами эти потребности перестают быть вершиной пирамиды. По мере их удовлетворения доминирующим фактором мотивации творческого интеллектуального труда становится потребность личности в самосовершенствовании. А самосовершенствование сотрудника происходит как естественное следствие процесса создания интеллектуального продукта. В процессе творческого интеллектуального труда происходит воспроизводство персонифицированного интеллектуального капитала, и именно это воспроизведение выступает серьезным мотивационным фактором.

Когнитивный

В рамках когнитивного подхода практическое использование теории ожиданий предполагает формирование и реализацию программы перманентного обучения, обогащения новыми знаниями. Повышение самоэффективности, что является результатом обучения, будет положительно влиять на усилия, прилагаемые для выполнения интеллектуальной работы. Кроме того, необходимо создать среду, поддерживающую усилия сотрудника.

Важным результатом анализа мотивации творческого интеллектуального труда является снижение практической значимости балансовых теорий. Это связано с тем, что результаты интеллектуального труда напрямую связаны с самосовершенствованием личности. Сложность цели - центральный принцип теорий постановки целей, который используется для повышения мотивации труда работников, в отношении творческого интеллектуального труда перестает носить доминирующий характер и теряет свою значимость. Его место занимает другой принцип - оригинальность поставленной цели, ее новизна.

Подкрепляемая мотивация

Основываясь на модели подкрепления, для формирования системы стимулирования творческого труда целесообразно использовать критерии оценки персонифицированного интеллектуального капитала, установив размер вознаграждения в зависимости от степени достижения требуемых значений критериальных показателей.

Рассмотренные подходы на прикладном уровне управления интеллектуальным трудом можно применять для интеграции имеющихся методов мотивации с текущими функциями механизма управления интеллектуальным капиталом.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.