Уровень адаптационных способностей предприятия

robot Адаптационные способности предприятия можно определить как способность предприятия быстро и экономично внедрять качественные изменения, в соответствии с изменениями внешних условий хозяйствования, для обеспечения выживания и развития предприятия как целостной системы. Адаптационные способности выполняют функции интеграции, координации и упорядочения элементов внутренней среды, а затем отражают межфункциональный характер.

Основные признаки адаптационных способностей

К основным признакам адаптационных способностей можно отнести следующие:

  1. адаптационные способности имеют интегрированный характер;
  2. определяют мобильность выполнения определенного круга задач;
  3. отражают степень изменений, необходимых для реализации конкретной цели.

Для определения адаптационных способностей предприятия, в иерархии способностей предприятия классифицируют основные виды способностей предприятия.

Относительно классификации способностей предприятия на статические - (присущие всем предприятиям) и динамические, как способности 2-го порядка, нужно заметить, что способности с точки зрения психологии - понятие динамическое.

А развитие является неотделимым признаком любых способностей.

Поэтому, целесообразно определить классификационный признак - критерий измерения (времени). И дифференцировать способности на статические (можно оценить на определенный момент в пространстве) и динамические (изменение способностей в течение рассматриваемого периода), но не по сущностному наполнению (направление движения без целевых ориентиров).

Нужно уточнять способ формирования этих видов способностей и определить критерий - по источнику формирования способностей - реконфигурируемые способности (формирование способностей путем усовершенствования и обновления внутренних процессов на предприятии) и новые (способности формируются в результате системных изменений на предприятии).

Требует исследования не только выявление источников формирования способностей предприятия, но и вопрос места (уровня) формирования способностей предприятия. Поэтому является целесообразным выделить критерий - уровень возникновения способностей предприятия. А также дифференцировать способности предприятия на индивидуальные и организационные (как совокупность индивидуальных). Поскольку базисом формирования способностей предприятия выступают индивидуальные (управленческие) способности.

В экономической литературе нередко употребляют термины «способность предприятия» и «организационная способность». Более уместным является термин «способность предприятия», поскольку «организация» имеет два значения: как процесс и как объект. Впрочем, кроме организации существуют еще 3 функции управления: планирование, мотивация и контроль. Зависимости от способа адаптации (пассивная, активная), способности можно различать как операционные - необходимые условия функционирования в отрасли. И стратегические - формируемые предприятием в зависимости от выбранного типа адаптации, который отражает нишу предприятия на рынке.

Операционные (функциональные) способности - способности предприятия в определенной сфере деятельности, присущие большинству компаний в области (например, маркетинговые, производственные и др.). Следовательно, следующий критерий классификации способностей предприятия - по функциональным сферам менеджмента.

Независимо от вида способностей, характерным признаком каждой их группы является гибкость и мобильность. Которые в определенный момент активизируются и могут быть обобщены как адаптационные способности и являются обязательными составными элементами каждой группы способностей.

Зона активного и пассивного состояния является проекцией способов адаптации: пассивной и активной, что зависит от стратегических целей деятельности предприятия. Требование гибкости и мобильности позволит предприятию адаптироваться к различным требованиям среды с наименьшими усилиями (экономически).

На основании выше проведенного можно очертить гипотезу, что требует решения: степень развития адаптационных способностей влияет на конкурентоспособность предприятия, поскольку определяет конкуренту позицию предприятия. Поэтому требует разработки группа показателей, которые отражают уровень гибкости и мобильности предприятия, чтобы выяснить уровень адаптационных способностей предприятия.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.