Правильные вопросы для верного решения в бизнесе

Принятие правильного решения в бизнесеУмение задавать точные и целенаправленные («правильные») вопросы может дать нам исключительно ценную информацию для формулирования точных суждений и принятия хороших решений в бизнесе. Ниже приведем советы, которые позволят вам научиться задавать правильные вопросы.

Совет 1. Изучите различные типы вопросов

Прежде чем подумать о том, как поставить вопрос, решите, с какой целью вы его задаете. Вопросы разных типов дают свои результаты, поэтому очень важно знать, какой именно ответ вам нужен. Ниже рассмотрим типы вопросов.

1. Вопросы закрытого типа

Подобного рода вопросы предполагают ответ типа «или/или», например: «да/нет», «три/ четыре», «зеленый/ синий». Эти недвусмысленные ответы дают только определенную информацию. Они не могут использоваться для завязывания беседы или ведения дискуссии, но очень полезны для прояснения ситуации или подтверждения того, что собеседник вас правильно понял.

Это важно знать: если вы беседуете с человеком, который весьма многословен, но говорит «ни о чем», возьмите инициативу в свои руки и задайте серию закрытых вопросов, чтобы прояснить его точку зрения. Для начала спросите: «Позволь мне уточнить, правильно ли я тебя понял?», а затем задавайте конкретные вопросы.

2. Открытые вопросы

Открытые вопросы позволяют исследовать взгляды и мнения людей. Они дают обширную информацию и зачастую используются в научных и философских дискуссиях. Для ответов на вопросы такого типа часто требуется воображение. Их также можно задавать в риторической форме, чтобы создать драматический эффект или призвать слушателей к глубоким размышлениям.

Открытые вопросы используются и в беседах наставника с учеником, чтобы проявить природный ум подопечного и навести его на мысли, которые прежде не приходили ему в голову. Вопросы данного типа выносят на поверхность то, что могло бы остаться невысказанным. Они как бы говорят: «Расскажи мне об этом подробнее». Примеры подобны вопросо: кто...?, что...?, как…? и так далее.

3. Фактические вопросы

Эти вопросы задаются, когда требуется информация, касающаяся темы, относительно которой существует консенсус мнений и убеждений. Взгляды на эту проблему, как правило, разделяют все участники беседы, к примеру ученые.

Это важно знать: если вам не известно, у кого можно узнать какую-то конкретную информацию, найдите человека с широким кругом связей и четким пониманием ситуации, а затем спросите, что он может вам посоветовать. Закончите разговор вопросом: «С кем еще, по вашему мнению, мне стоило бы поговорить?» В этом случае вы получите доступ к широкому кругу информированных людей.

4. Наивные вопросы

Наивные (детские) вопросы часто задают для того, чтобы извлечь на поверхность суть проблемы. Зачастую их игнорируют, поскольку они нарушают сложившийся баланс. Но такая ситуация не способствует устранению обстановки взаимного непонимания и нежелания понимать ситуацию. Наивные вопросы могут оказаться очень полезными. Как правило, они начинаются со слова «почему», за которым следует очередное «почему» и так далее.

Это важно знать: в том случае, когда ответ является бесполезной информацией, то есть он дан не по теме, вы должны проявить настойчивость. Улучите момент и прервите собеседника: «Это весьма интересно, но лучше вернуться к теме нашей беседы»

5. Вопросы, содержащие информацию

В определенных обстоятельствах вопросы можно использовать для того, чтобы передать собеседнику некую информацию. Хорошую возможность для этого предоставляют собеседования по трудоустройству. Если вам был задан вопрос, ответ на который позволил бы вам представить себя в лучшем свете, вы можете так повернуть ход беседы, чтобы побудить оппонента завести разговор на нужную тему. Этот же способ можно с успехом применять на совещаниях или переговорах, где вы хотите добиться нужного результата, например: «Вам интересно узнать, как я использовал этот опыт во время работы в Китае?»

6. Провокационные вопросы

Такого рода вопросы используются, чтобы внести остроту в дискуссию, например: «Итак, вы считаете, что детский труд можно использовать?» Они, как правило, основаны на каких-то общечеловеческих ценностях и требуют однозначного ответа. Их можно часто услышать на политических дебатах, когда одна из сторон пытается вскрыть мотивацию оппонента. Провокационные вопросы следует использовать очень осторожно, поскольку они часто приводят к ожесточенным спорам по принципу «все или ничего».

7. Наводящие вопросы

Подобного рода вопросы предполагают определенный ответ собеседника еще до того, как он его дал, например: «Когда вы начали транжирить средства фирмы?» Наводящие вопросы часто можно услышать в телеинтервью или судебных заседаниях во время допросов свидетелей.

8. Уточняющие вопросы

Данный тип вопросов используется, чтобы проверить, правильно ли вы поняли мысль собеседника, например: «Вы подразумеваете...?» (далее идет ваша интерпретация того, что вы услышали). Если вы хотите понять мотивы, которые побудили человека дать какой-то ответ, можно спросить: «Может, вы объясните, как вы пришли к такому выводу?»

Часто бывает, что какие-то слова на собрании или совещании вызывают у нас ряд мыслей, отвлекающих от темы выступления.

В таком случае можно попросить выступающего вкратце перечислить основные пункты речи, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили. Вы можете также честно признать, что один из моментов выступления был настолько интересным, что заставил вас задуматься и потерять нить. Большинство людей поймут всё и с удовольствием удовлетворят вашу просьбу.

Совет 2. Задайте правильный вопрос

Хорошо подумайте, для чего вы задаете вопрос. Какая информация вам нужна, чтобы принять решение в вашем бизнесе?

Продумайте тип или серию необходимых вопросов, соответствующих вашей цели. Вы можете начать с закрытого вопроса, а затем переходить к открытым для выяснения подробностей. Например: «Вы считаете, что мы не обойдемся без изменения марки нашей фирмы. Почему вы так думаете?»

Подумайте об обстановке, в которой проходит беседа. Соответствует ли она целям вашего бизнеса? Вам нужна беседа с глазу на глаз или вы хотели бы поставить проблему перед широкой аудиторией, чтобы начался обмен мнениями? Обстановка должна быть такой, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно. В противном случае вы, скорее всего, получите неполный ответ или отговорку.

Выражайтесь ясно. Постарайтесь формулировать вопросы так, чтобы они носили однозначный смысл. Некоторым людям требуется целая вечность, чтобы задать вопрос. Возможно, это объясняется тем, что они сами не вполне понимают, что именно их интересует. В таком случае трудно понять, в чем, собственно говоря, заключается вопрос – ведь он теряется в потоке слов.

Вами могут быть получены различного рода ответы в зависимости оттого, когда был задан вопрос. Представьте свою беседу в виде пьесы и постарайтесь задать вопрос в тот момент, когда у вас есть все шансы получить необходимую информацию или произвести на собеседника соответствующее впечатление.

Совет 3. Выслушайте ответ

Если вы задали «правильный» вопрос, то потрудитесь выслушать ответ. Если вы полагаете, что и без того знаете, что скажет вам собеседник, то обычно слышите из его слов только то, что хотите услышать. Постарайтесь воздержаться от комментариев и дополнительных вопросов, пока не услышите полный ответ и не обдумаете его. Не имейте привычки заканчивать фразу за собеседника. Это невежливо и раздражает людей.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.