Бизнес - заработать на грибах

заработать на грибахОтечественные производители свежих грибов не успевают за постоянно растущими аппетитами потребителей и переработчиков. Несмотря на то, что грибоводство в Украине активно развивается, конкуренция на рынке свежих грибов не слишком большая, а некоторые ниши для бизнеса до сих пор остаются свободными (например, нет бренда среди свежих грибов).

Самой популярной из искусственно культивированных грибов в Украине, как и в мире, является шампиньон. Сегодня на отечественном рынке свежих грибов соотношение между шампиньонами и их ближайшей конкурентки вешенки составляет примерно 75 % и 25 %. Это связано, во-первых, с традициями потребления шампиньонов, и, во-вторых, с наличием сырьевой базы для их производства на территории Украины.

Рынок пошел в рост

Производство шампиньонов в Украине увеличивается на 25-30 % в год. А за последнее десятилетие оно выросло практически в двадцать раз: в 2000 году объем производства культивируемых съедобных грибов в Украине составлял всего 2 тыс. тонн, а в 2009 году украинские предприниматели вырастили 37 тыс. тонн грибов. Но и прошлогодние цифры не идут в сравнение с соседней Польшей, которая ежегодно производит по 250-270 тыс. тонн грибов.

До недавнего времени интенсивному развитию отечественных грибопроизводителей препятствовал импорт шампиньонов из Польши. До прошлого года на долю польской продукции приходилось около 30 % всего отечественного рынка свежих грибов. Рост курса евро помог украинскому грибопроизводителю избавиться от импорта, сделав его неконкурентоспособным по цене, и таким образом открыв широкие перспективы отечественному бизнесу - пока внутренний рынок готов принимать новых инвесторов.

Потенциал роста грибного производства в нашей стране можно оценить по объемам потребления этого продукта. Среднестатический украинец съедает менее 1 кг. грибов в год (примерно 0,8-0,9 кг). В большинстве европейских стран этот показатель в 2,5-3 раза больше (в частности, в Польше он достигает 6 кг). При реальном спросе на свежие грибы сегодня потребности украинцев в этом продукте удовлетворяются только на 7-10 %. При этом многие потребители уже воспринимают шампиньоны как обычный продукт питания, а не как категорию «деликатесов», который покупается только на праздники.

Отечественные покупатели не избалованы не только выбором и разнообразием свежих грибов, но и их качественной составляющей - покупают то, что предлагает рынок.

Стимул для грибофермера

Пять - шесть урожаев в год – отличный стимул для бизнесменов заняться шампиньонами. Это привлекательная ниша агробизнеса, ведь на количественные показатели плодовитости искусственно культивированных грибов практически не влияет погодный фактор, в отличие от выращивания зерновых или масличных, урожай которых на 60-70 % зависит от природных условий. Правда, внешняя среда не имеет значения только тогда, когда оборудование поддерживает в помещении определенный микроклимат. По утверждению экспертов, если специальное оборудование отсутствует, процесс выращивания значительно усложняется. Также следует знать, что технологический цикл культивирования шампиньонов составляет 53-60 дней - грибы собираются в течение 25 дней после 35 дней закладки компоста.

Рентабельность грибоводства может колебаться от 10% до 50 %. Основное влияние на нее имеет ценовая конъюнктура рынка, которая изменяется в зависимости от сезона. Например, летом и в начале осени в Украине шампиньонов потребляют намного меньше (частично заменяют их лесными грибами, частично - овощами), и в эти периоды цены на культивируемые грибы падают, а зимой и весной, наоборот, растут.

Выбор производства

Всем, кто хочет попробовать себя в грибоводстве, сначала следует оценить возможности и перспективы нескольких различных способов ведения этого бизнеса.

1. Первый вариант – предприятие «семейного типа» или домашний бизнес на селе, на котором трудятся муж, жена и близкие родственники (3-5 человек). В этом случае под камеру для выращивания грибов приспосабливается какое-то небольшое имеющееся помещение (например, подвал) площадью около 100-200 кв. м. Используется минимум необходимого оборудования, иногда не новое, в целях экономии средств (например, вентиляторы). Стоимость ввода в эксплуатацию квадратного метра при наличии соответствующего помещения невысокая, а бизнес быстро окупается. Такие мини - фермы способны выращивать 2-4 тонн грибов в месяц, однако имеют весомый недостаток - из-за ограниченности площади невозможно обеспечить регулярные поставки продукции. Одна большая камера позволяет собрать один большой урожай, но потом придется ждать следующего еще два месяца. Поэтому при таком варианте грибной бизнес, скорее всего, рассматривается как дополнительный (параллельный) источник дохода.

2. Второй вариант - самый распространенный на сегодня в Украине - это средние по размерам грибные предприятия площадью до 1500 кв. м., способные обеспечивать регулярные урожаи до 6-10 тонн шампиньонов в месяц. Это три - четыре камеры выращивания со специальным оборудованием для поддержания нужного микроклимата, холодильные и вентиляционные установки, электрогенераторы. Инвестиции в создание грибной фермы (без учета стоимости здания) составляют $ 0,5 млн. - 1 млн.

3. И, наконец, вариант третий – индустриальное грибоводство, предусматривающее строительство промышленного комплекса с полным производственным циклом, вплоть до переработки шампиньонов.

Такое предприятие также может включать в себя цех по изготовлению сырья (компоста) и посевного материала (мицелия). Непрерывный производственный цикл с объемом урожая от 20-30 тонн грибов ежемесячно позволит заключать контракты с крупными клиентами (торговыми сетями . К недостаткам относят значительные капиталовложения, которые (даже при наличии помещения) стартуют от $ 2-2,5 млн. Без банковского кредита здесь не обойтись.

Далее...

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.