«Однажды в Шаолине»

В 2014 году группа Wu-Tang Clan шокировала музыкальную общественность, объявив о выпуске альбома в единственном экземпляре, который стал бы уникальным произведением искусства и был бы продан через аукцион. Попытка реализации замысла подробно анализируются в книге («"Однажды в Шаолине": нерассказанная история альбома Wu-Tang Cla, стоимостью в миллион долларов, обесценивание музыки и новый публичный враг Америки №1»).

Wu-Tang Clan хотела привлечь внимание к факту: во время файлообменников и потоковых бизнес-моделей для большинства музыкантов зарабатывать деньги стало практически невозможно. «Искажение хода развития привело к тому, что чем меньше прилагается усилий, чтобы получить что-то, тем меньше это ценится», - пишет автор книги Сайрус Бозоргмехр (Cyrus Bozorgmehr), тогда советник группы (его нанял инвестор проекта - загадочная фигура, известная как «мистер Эс»).

Лидер группы RZA (настоящее имя Роберт Диггз (Robert Diggs)) в интервью Forbes сказал: «На протяжении веков музыка была тем, что считалось искусством, но если говорить о стоимости, то отношение к ней было совсем не таким, как к искусству, особенно сейчас, когда музыку обесценили и опустили до точки, в которой она раздается бесплатно».

История альбома рассматривается в контексте рассуждений о нравственности бизнеса в целом. Характеризуя корпорации, Бозоргмехр отмечает: «Сама их обезличенность отменяет потребность в нравственности». Руководители же, по его словам, «пусть даже очень хорошие люди, позволяют затягивать себя в аферы, граничащие с криминалом, потому что вобрали в себя эту коварную архитектуру безнравственности, мысля примерно так: "Ведь речь идет о цифрах, статистике - такая уж моя работа; конечно же, это не имеет ничего общего с моей личной нравственностью"».

Также автор останавливается и на вопросе "благородной лжи": «Бизнес подотчетен акционерам, а не общественному благу так же, как юрист руководствуется интересами клиента в большей степени, чем стремлением найти истину, а это неизбежно ведет к способу мышления "победителю принадлежит все", лишенному любых наслоений совести».

Одно из предложений покупки «Once Upon a Time in Shaolin» (за $1 млн.) поступило по электронной почте. Вот каким был его смысл: на специальной церемонии в Шаолине мастер кунг-фу разбивает диск на тысячу фрагментов, которые отправляются в мировое турне, во время которого продаются за $1 каждый. По словам автора предложения, «главный спор разгорелся вокруг того, будет ли сделана копия диска перед событием, и право решать это я оставлял за собой».

Летом 2015-го альбом купил молодой предприниматель за $2 млн. Это был Мартин Шкрели (Martin Shkreli), прославившийся как «великий комбинатор» фармацевтической отрасли. Шкрели (прозвище «Фармабро»), тогда СЕО Turing Pharmaceuticals, завысил цену на один жизненно необходимый препарат почти на 5000%, за что СМИ назвали его «самым презренным бизнесменом Америки». В момент продажи альбома участники Wu-Tang ничего не знали о деятельности «Фармабро», а когда выразили свое возмущение, тот сказал: «Я, черт возьми, зарабатываю деньги. Именно поэтому и смог купить этот проклятый альбом за два "лимона". А что вы вообще думали, что я выпекаю печенье?». При этом Шкрели добавил, что даже и не собирался слушать диск. (Летом 2017 года «Фармабро» сел на семь лет в тюрьму за финансовые махинации.)

Итак, получается, что замысел проекта, который должен был привлечь внимание к проблемам безнравственности бизнеса и обесценивания музыки, был скомпрометирован. RZA и Бозоргмехр утверждают, что покупатели произведений искусства не обязательно должны быть «хорошими» людьми, но обратной стороной выпуска единого экземпляра альбома является то, что личность владельца может бросить тень на самих создателей.

Однако, как считает автор, такой финал нельзя назвать провальным. Более того, по его мнению даже хорошо, что альбом оказался в руках «Фармабро». «Может это и есть, собственно, творческая декларация в дистиллированном виде, - пишет Сайрус Бозоргмехр. - Если мы как общество не будем поддерживать музыкантов, если не будем делать свой вклад в устойчивость развития музыкального искусства, тогда оно окажется в руках наиболее беспринципных богачей, которые только есть в этом мире». Что же касается фигуры Шкрели, то как отмечает автор, «многое из того, что делал Мартин, инкорпорировано в мировоззрение тысяч компаний, которые проявляют себя в бизнес-пространстве как истинные "рвачи"».

Почитать другие статьи на блоге:






Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.