Первые впечатления новичка

испытательный срокВ коллективе появился новичок. И неважно, 18 лет ему или 58, имеет он опыт работы, или это его первое рабочее место, - чтобы эффективно работать, он должен влиться в коллектив, стать членом команды, принять ее ценности и цели. Новичку нужно проявить гибкость, сообразительность, коммуникабельность, доказать, наконец, что он достоин своего нового окружения.

Одновременно появление нового лица в коллективе означает, что определенные изменения ожидают всех. Ведь среди работников появляется новая личность, которая должна занять определенную «экологическую нишу», при этом, не просто заменив собой бывшего работника, а привнеся что-то новое в отношения между коллегами, нередко потеснив кого-то. И насколько безболезненны эти взаимные «притирки» нового члена коллектива со «старожилами» пройдут, зависит, прежде всего, от действий руководителя.

Первое впечатление новичка: рабочее место.

Нередко новичок проводит первый рабочий день в поисках своего стола, стула, ящиков, получая компьютер, иногда - в попытках разобраться, что следует сделать с оставленным его предшественником хламом (ведь среди этого «мусора» могут быть важные документы и т.п.).

В процессе разгребания чужих «Авгиевых конюшен» человек будет чувствовать себя потерянным, а его ожидания относительно новой работы ухудшатся. Вам же, как руководителю важно, чтобы новый сотрудник с первого дня почувствовал заботу своего начальника и всего коллектива о нем. Поэтому до того, как ваш новый подчиненный начнет свой первый рабочий день, стоит позаботиться о его рабочем месте.

Проконтролируйте, чтобы его ждал чистый стол с пустыми ящиками, исправный стул, необходимый минимум канцелярских принадлежностей, подключенный компьютер и т.п. Это - проявление вежливости, уважения, готовности принять работника как полноправного члена коллектива.

Кроме того, новому сотруднику для успешного старта потребуются определенные документы: инструкции, сведения о структуре компании, регламентирующие документы, а также сведения о коллективе - к кому по каким вопросам обращаться тому подобное. Позаботьтесь, чтобы он их получил. Таким образом, новичок получит первое положительное впечатление от нового места работы: «Меня здесь ждали. Я нужен. Меня ценят», и с первых дней приложит усилия, чтобы оправдать ваши ожидания.

Знакомство с коллегами.

Основная ошибка, которую часто допускают руководители, - новичка водят по всем кабинетам, формально представляя, расхваливая его достижения на предыдущих местах работы.

Во-первых, ему неловко; во-вторых - он все равно мало кого запомнит таким способом.

Поэтому лучше последовательно познакомить новичка со специалистами, с которыми ему чаще всего придется взаимодействовать в первые дни работы. Потом - с соседями по кабинету (офису).

Знакомя новичка с сотрудниками, руководителю следует акцентировать внимание на их функциях и обязанностях, пояснить, как их работа связана между собой, кто ее координирует.

Таким образом, человек не только ознакомится с иерархией, но и поймет, как работает команда, какие цели перед ней поставлены, кто за что отвечает, кто кого «подстраховывает». Кроме того, новичок не знает жаргона, который употребляют в коллективе, специфических правил поведения, особенностей отношений: кто «вожак стаи», какое место в этом маленьком сообщества он, наконец, займет.

При этом большинство новых коллег готовы помогать только своим, проверенным, а к новичку относятся с осторожностью. Удастся ли быстро сломать лед в отношениях, во многом зависит от новичка, но и руководитель должен приложить немало усилий. В частности позаботьтесь заранее, чтобы «старожилы» были готовы помочь новичку адаптироваться. Ведь всякое бывает: новичок может столкнуться с отрицательным отношением, а то и неприятием со стороны коллектива только из-за того, что пришел на место уволенного работника, которого коллеги уважали. Одновременно ему нужно осваиваться на бытовом уровне: какой режим работы, где туалет, как здесь питаются, принято ли выходить на «перекуры» и тому подобное.

Кроме того, как ему без постоянных подсказок запомнить, кто есть кто в официальном и неофициальном «табелях о рангах»? Дружелюбный коллега за соседним столом, что имеет такой самый «офисный ранг» и готов помочь, - вот правильное решение. Ваша задача как руководителя - убедиться, что такой человек найдется. И совет: следует поощрить старожилов помочь новичку, но ни в коем случае не «назначать добровольца». Ведь официальные кураторы менее эффективны, чем неформальные «приятели», которые по собственной инициативе принимают новичка «под крыло».

Курс молодого бойца.

От «свежей крови» в организации ждут новых идей, энтузиазма, производительности. Одна из самых сложных задач руководителя на этапе «вливания» новичка в коллектив - дать ему правильное поручение. Правильное - то есть такое, которое он смог бы успешно выполнить, ведь успех выполнения первой задачи новичка определит уровень его личной эффективности на ближайшие годы. Одновременно исследования ученых свидетельствуют, что успех новичка зависит, прежде всего, от того, насколько успешно ему удалось выстроить отношения с кругом сотрудников.

На практике это означает, что руководитель должен поручить новичку проект, который воплотить без помощи других членов команды невозможно, а также в рамках которого новичок смог бы проявить свой уникальный опыт, который передаст другим сотрудникам. Иными словами, вводя «молодого бойца» в курс дела, руководитель должен спрашивать себя не только «Что мой подчиненный должен узнать», но и «С кем мой подчиненный должен познакомиться?». Ведь если новичку в короткие сроки удастся выстроить с коллегами эффективную сеть взаимоотношений, руководитель сможет существенно сэкономить свое время и силы на адаптацию нового члена коллектива, а также достичь максимальной отдачи от него в короткие сроки.

Почитать другие статьи на блоге:






Один комментарий
  • seoonly.ru

    Скорее не идей ждут, а то что будут пахать, как рабы на галлерах

Оставьте комментарий

 

 

 

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.