Маркетинг в условиях кризиса

Маркетинг, как функция, призванный обеспечить руководителя предприятия информацией для принятия решения о том, на каких рынках работать и для каких потребителей; какой товар выпускать, чтобы он лучше отвечал этим потребителям; какую цену назначать на этот товар и как он должен выглядеть, чтобы его купили.

Что же происходит во время кризиса?

Информация обновляется быстрее, но в отрицательную сторону: поведение потребителей и потребности меняются.

Кризис ввел десятки тысяч предприятий в депрессию, вызванную резким падением спроса, исчезновением ключевых клиентов и неплатежей, а главное - отсутствием стратегии и тактики в новых условиях.

В результате, множество людей просто "сидели, сложа руки в ожидании", пока что-то станет ясно.
Нынешний кризис - весьма необычное явление: он глобальный и, в то же время, в каждой стране свой, со своими собственными причинами.
Причины две: объективная - экономика так и не была модернизирована, и субъективная - политические эксперименты со страной.

Во время экономического кризиса платежеспособность клиентов снижается, и это приводит к изменению структуры потребностей. Практически во всех отраслях национальной экономики происходит ограничение и перераспределение денежных потоков в пользу самого необходимого.
В этих условиях задачей маркетинга является поиск потребности, обеспеченной финансовыми ресурсами клиентов, фактически - платежеспособных клиентов. В то же время такая функция, как продвижение, становится менее актуальной из-за бюджетных ограничений.

Наиболее эффективными в условиях кризиса могут быть такие средства маркетинга:

• снижение рекламного бюджета, пересмотр ценовой политики и отсрочки платежей, реструктуризация;

• создание минимальной дистанции между производителем (поставщиком) и заказчиками (конечными потребителями), при которой возрастет роль прямых продаж;

• сосредоточение на увеличении прибыли, а не на увеличении продаж, более четкое акцентирование конкурентных преимуществ товара, обеспечение максимального качества, изменение работы с конечными потребителями и поиск новых аудиторий, использование помощи деловых партнеров и применение всех видов доступной рекламы и методов;

• мгновенное реагирование на изменения на рынке, на изменения в деятельности конкурентов и потребителей;

• многие компании продолжают недооценивать вопрос качества. Компаниям, которые нацелены на положительный долгосрочный результат, ни в коем случае нельзя снижать и ухудшать качество, поскольку именно оно является главной стратегической опорой компании.

Маркетинг должен быть частью общей стратегии предприятия, направленной на управление кризисом. Маркетинг - это специально разработанные долгосрочные программы, направленные на достижение просмотренных предприятием целей (содержание объемов продаж или доли рынка, расширение, перепозиционирование брендов и т.п.).

Во время кризиса изменяется набор инструментов, которые используют маркетологи. Поэтому можно выделить несколько этапов маркетинга при кризисе:

I. Проведение аудита маркетинга (программ, инструментов, бюджета, команды) - сбор всей информации, анализ насколько она эффективна, выгодна и необходима сейчас, сосредоточение на тех активностях, которые позволят быстро достичь поставленных задач.

II. Анализ бизнес-портфеля компании и нахождение решений, как продавать больше - чаще и большому количеству клиентов.

III. Обсуждение маркетинг-стратегии - надо оформить сегментацию, позиционирования и дифференциации, или же продукты, подходы к ценообразованию, дистрибуцию или подходы к продвижению.

IV. Применение определенных мер по экономии (на бланках, брошюрах, сувенирах и т.п.).

V. Обеспечение обратной связи с клиентами (исследования, анализ, «книги похвалы, жалоб и предложений»).

Маркетологи, которые переживут кризис, больше не обратятся к старым учебникам, потому что маркетинг, похоже, никогда не вернется в прежнее состояние. Цепочка создания ценности для клиента, каналы продаж и ценообразования, и, конечно, инструменты продвижения - все это сильно изменится. Можно только сказать, что кризис не сломал ни одной из тенденций, которые нарастали все последние годы, - он лишь существенно их ускорил.

Почитать другие статьи на блоге:






Оставить ответ

Вы можете использовать эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Антибот, достали спамом! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.