1. В Фокусе
  2. >>
  3. Бизнес инструменты
  4. >>
  5. Группы принципов оценки имущества


Группы принципов оценки имущества

domКак известно, прежде чем что-то продать или купить, нужно произвести детальную оценку стоимости продаваемого объекта, в чём предпринимателям и помогают принципы оценки имущества. Данные принципы, речь о которых и пойдёт в статье, не могут обеспечить абсолютно точную оценку рыночной стоимости чего-либо, но способны обеспечить достаточно высокую точность оценивания. Принципы оценки имущества – это не что-то отдельное, все принципы (даже из разных групп) взаимосвязаны, и часто резкое изменение стоимости чего-либо – результат влияния нескольких принципов сразу.

Принципы оценки имущества делятся на четыре группы:

1. Принципы, отражающие стоимость отдельных компонентов объекта.

2. Принципы, основанные на взглядах и представлениях потенциального покупателя.

3. Принципы, связанные с рынком.

4. Принцип эффективного использования.

 

Более подробное рассмотрение всех групп принципов оценки имущества мы начнём с принципов, отображающих стоимость отдельных элементов объекта.

1. Принцип вклада – принцип, основанный на измерении доли стоимости каждого из компонентов фирмы в общей стоимости фирмы. Принцип вклада применяется, если предприниматель решает приобрести дополнительное имущество или решает открыть в своей фирме ещё одно подразделение. Прежде чем делать это, предприниматель просчитывает долю стоимости этого объекта (или подразделения) в общей стоимости компании, а также долю вероятного дохода от этого объекта в доле общего дохода организации – если доход превышает расходы, значит, изменения целесообразны.

2. Принцип остаточной продуктивности применяется при оценке земельных участков, находящихся в собственности у той или иной организации и выставленных на продажу. Принцип остаточной продуктивности включает в себя оценку земли по потенциальному доходу, который способна приносить эта земля, а также если расположение этого земельного участка позволяет до предела минимизировать затраты фирмы на его обслуживание.

3. Принцип предельной продуктивности основан на том, что предприятие имеет строго определённый уровень продуктивности, выше которого ему не подняться даже при многомиллионных инвестициях. Если инвестиции в проект сделаны ровно в том размере, что необходим для достижения максимальной продуктивности, то принцип предельной продуктивности будет повышающим фактором для стоимости актива; если инвестиции в фирму превышают необходимые, стоимость предприятия уменьшится.

4. Принцип сбалансированности – чем больше сбалансированы отдельные компоненты предприятия и чем больше между ними развита связь, тем дороже будет оценена компания при продаже.

Переходим ко второй группе принципов – принципам, основанных на представлениях покупателя.

1. Принцип полезности – чем больше компания интересна и полезна для потребителя, тем выше оценивается её стоимость на рынке.

2. Принцип замещения – в условиях открытого рынка (заранее известна стоимость продукций во всех компаниях) покупатель выберет ту из конкурирующих компаний, стоимость продукции которой либо эквивалентна стоимости других, но эта компания производит продукцию лучшего качества, либо если компании приносят одинаковый доход, то покупатель выберет компанию с наименьшей стоимостью продукции.

3. Принцип ожидания заключается в том, что на стоимость предприятия могут повлиять как положительные, так и отрицательные стороны владения им. Если компания в долгосрочной перспективе будет приносить хорошую прибыль, то её стоимость может быть проиндексирована в сторону увеличения; если же в силу каких-либо факторов компания перестанет приносить доходы, то её стоимость уменьшится.

Третья группа принципов оценки имущества – принципы, связанные с рыночными изменениями.

1. Принцип внешних изменений – стоимость предприятия зависит от факторов внешней среды, а также от стабильности политики и экономики как в стране, где расположено предприятие, так и во всём мире.

2. Принцип конкуренции – если предприятие работает в сфере высокой конкуренции, это может плохо сказаться на его рыночной стоимости; напротив, если компания работает в отрасли, где почти отсутствует конкуренция, принцип конкуренции будет положительным фактором при формировании стоимости такого актива.

3. Принцип спроса и предложения – если на рынке сбыта продукции, производимой оцениваемым предприятием, спрос превышает предложение, то такая компания будет оцениваться дороже, чем фирма, работающая в условиях превышения предложения над спросом.

4. Принцип соответствия – если предприятие не соответствует определённым стандартам, принятым в стране и регионе, в которых это предприятие дислоцируется, то стоимость этой компании будет ниже, чем у фирмы, соответствующей всем нормам.

5. Принцип экономического разделения – доли собственности каждого из акционеров (или владельцев) фирмы можно изменять таким образом, чтобы увеличить суммарную стоимость актива.

6. Принцип НЭИ (наиболее эффективного использования) – если имущество, находящееся в собственности у компании, используется максимально эффективно и с учётом нынешних экономических реалий, то это будет повышающим фактором стоимости компании.

Ну и наконец, принцип эффективного использования основан на комбинировании основных принципов их трёх перечисленных групп принципов и последующем принятии решения потенциальным покупателем о приобретении актива или отказе от прав на него.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *