Можно сделать обобщение, что в современных условиях значимыми факторами, которые влияют на механизм управления интеллектуальным капиталом (далее — ИК) предприятия является стратегия управления компанией, корпоративная культура, динамизм и дифференциация продукта и рынка, функциональный динамизм и функциональная синергия.
Стратегия управления компанией представляет собой совокупность установок для принятия решений, по которым:
• определяются виды продукции, что выпускается, технологии их производства, сбытовая политика, складываются отношения фирмы с внешней средой, конкурентная политика;
• устанавливаются процедуры и отношения внутри компании;
• оцениваются результаты ее деятельности.
Стратегическое планирование
Важнейшей составляющей общей стратегии управления является процесс стратегического планирования.
Рассмотрим диалектику взаимосвязи различных внутренних и внешних факторов, влияющих на стратегическое планирование использования и воспроизводства ИК.
Стратегическое планирование использования и воспроизводства ИК представляет собой разработку системы долгосрочных планов и плановых показателей, в которых отражены наиболее эффективные направления использования данного ресурса в операционной и инвестиционной деятельности (далее — ИД) предприятия.
Стратегическое планирование является более сложным процессом по сравнению с тактическим и оперативным планированием. Оно направлено, прежде всего, на разработку стратегии использования ИК предприятия, которая представляет собой совокупность долгосрочных целей использования данного ресурса и его воспроизведения.
Являясь частью стратегии развития предприятия, стратегия использования ИК носит подчиненный характер по отношению к ней и должна быть согласована с направлениями и ее целями. Вместе с тем, стратегия использования ИК существенно влияет на формирование стратегии развития предприятия.
Определение периода реализации стратегии
Процесс создания стратегии использования ИК начинается с определения периода реализации стратегии. Важным условием определения данного периода является предсказуемость развития конъюнктуры сегментов рынка, на которые ориентирована деятельность предприятия и экономики в целом. Кроме этого необходимо учитывать тенденции НТП, брендинговые и технологические достижения конкурентов. Условиями определения периода реализации стратегии использования ИК являются также внутренние возможности предприятия. Формированию стратегического плана предшествует исследование конъюнктуры рынка и финансовой среды. Такое исследование предполагает изучение экономических и правовых условий использования ИК, их изменений, возможных в будущем периоде.
На этом этапе создания стратегии, также анализируется конъюнктура рынка интеллектуального капитала и определяющие ее факторы. А также, относительно связанных с будущей ИД предприятия сегментов этого рынка, разрабатывается прогноз конъюнктуры.
Формирование стратегических целей использования интеллектуального капитала
Следующий этап стратегического планирования интеллектуального капитала — формирование стратегических целей его использования. Главной целью его использования является повышение прибыльности предприятия и, за счет интеллектуальных активов, максимизация его рыночной стоимости. Эта главная цель, вместе с тем, требует конкретизации с учетом особенностей и задач использования определенных типов интеллектуального капитала.
Типичное разнообразие интеллектуального капитала требует оптимизации пропорций его использования в ИД предприятия. Оптимизация таких пропорций является важным условием прогнозирования уровня эффективности использования ИК в целом и обеспечения необходимых темпов развития предприятия. В процессе оптимизации пропорций использования ИК в ИД предприятия учитываются показатели стратегии развития предприятия, важность отдельных типов интеллектуального капитала для эффективного функционирования данного предприятия.