1. В Фокусе
  2. >>
  3. Бизнес проекты
  4. >>
  5. Как делить доли в стартапе



Как делить доли в стартапе

firststepСтартапы – только что созданные компании, которые, как правило, ещё ничего не производят (или не оказывают никаких услуг), а изучают потребности рынка и корректируют бизнес-план и маркетинговые стратегии с целью получения наибольшей прибыли. Сегодня мы поговорим о тех, из кого должна состоять команда основателей стартапа и каким образом распределить между ними прибыль.

1. Основатели и основные держатели акций

В любой компании обязательно должны быть несколько человек, несущих ответственность за все финансовые риски (как за общие средства компании, так и за свои собственные вложения). Как правило, группа основных держателей состоит из идейных вдохновителей стартапа, которые в случае успеха предприятия поделят основную прибыль, а в случае неудачи будут нести ответственность за все взятые обстоятельства. Ещё на стадии основания компании нужно выбрать «главного» — своеобразного руководителя стартапа, который будет распределять зоны ответственности между основными держателями акциями и одновременно будет нести самую большую ответственность за все предпринимаемые действия (если разделить власть в стартапе поровну, то по истечении нескольких лет непременно начнётся борьба за власть, что негативно скажется на всем предприятии).

2. Работники

В каждой компании должны быть рядовые сотрудники, которые, собственно, и будут генерировать основную прибыль. После 2-3 лет успешной работы стартапа лучших сотрудников можно начать привлекать к управлению компанией, но на ранних стадиях деятельности стартапа лучше не обременять работников лишними функциями.

3. Советники

Советники – люди, которые не вкладывают личные средства в стартап, но всегда готовые помочь советом в случае, если что-то пойдёт не так. Советников лучше найти ещё до начала работы предприятия, но слишком увлекаться этим не стоит – советы от множества советников никогда не приносили пользы, даже если их давали высококлассные специалисты. Подберите двух-трёх действительно компетентных советников и обращайтесь к ним за советом в случае, если ситуация начинает выходить из под контроля.

4. Инвесторы

Инвесторы – одни из главных людей в работе стартапа (особенно в самом начале его существования), несмотря на то, что лишь некоторые из инвесторов стартапов принимают активное участие в работе предприятий, в которые они вложили свои деньги. К желаниям инвесторов прислушиваться, безусловно, стоит (от этого зависит жизнь стартапа), но если желания инвестора противоречат политике развития стартапа и здравому смыслу, лучше всего тактично намекнуть инвестору, что претворение такого желания в жизнь обозначает прежде всего крах его инвестиций.

С командой основателей стартапа вроде бы разобрались, теперь перейдём к гораздо более щекотливому вопросу – распределению долей в стартапе. Единого механизма действий тут нет и быть не может, но экономисты всё же дают некоторые советы относительно того, как лучше всего распределить акции между основателями стартапа и людьми, пришедшими в команду позднее, но сделавшие для развития стартапа не меньше, чем его родоначальники.

1. Соблюдайте договорённости.

Если в начале деятельности стартапа вы решили, что акционеру А будет принадлежать 10% акций, а акционеру В – 30% акций, то пусть так и будет и через 3, и через 5, и через 10 лет. Конфликты – не лучший способ разрешить проблему, и если возникнут споры относительно распределения долей между отдельными акционерами, лучше оставить всё так, как есть.

2. Оцените вложения.

Перед началом работы стартапа постарайтесь оценить (хотя бы примерно), сколько времени, сил и средств готов отдать проекту каждый из людей, причастных к основанию стартапа, и распределите акции по принципу «больше вложений – больше акций». При распределении акций не забудьте, что 10-20% акций нужно оставить для последующего выхода на биржу, раздачи директорам и лучшим работникам (если вы не сделаете этого, придётся делать дополнительную эмиссию акций, а это далеко не самый лучший выход из ситуации).

3. Преданность компании.

Никогда не выдавайте акции акционерам, не взяв с них слово, что они не покинут проект в течение некоторого время со дня его основания (2-3 года). Однако, как показывает практика, честное слово в современном мире ни к чему не обязывает, и поэтому все акционеры должны подписаться под договором, согласно которому в случае ухода из компании раньше оговорённого срока акционер либо вообще лишается акций компании, либо будет обязан продать их остальным акционерам по низким ценам. Подписание такого договора – способ обезопасить компанию от внутренних конфликтов и обеспечить нормальное функционирование стартапа хотя бы на период действия соглашения (впрочем, после окончания срока действия договора можно подписать новое соглашение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *