1. В Фокусе
  2. >>
  3. Работа
  4. >>
  5. Высказывания, вредящие вашей работе


Высказывания, вредящие вашей работе

Строим карьеру за границейОбщение — это искусство подбирать наиболее уместнее в конкретной ситуации слова. И мы часто ошибаемся в выборе, ведь слова имеют много значений. И когда мы с них, как из кубиков «лего», собираем выражение, эти значения могут противоречить друг другу, накладываться, образуя совершенно иной смысл, чем мы того желали. А собеседник, в свою очередь, слыша наше высказывание, понимает его по-своему, и это может приводить к недоразумениям и конфликтам — как в кругу семьи, так и на работе.

И общение — это еще и наука. И специалисты — языковеды прилагают усилия, чтобы выявлять закономерности, выводить определенные правила, соблюдая которые мы сможем избежать многих «ловушек» в деловом и личном общении, не только сохраняя хорошие отношения, но и используя эти правила, чтобы изменить мнение окружающих о себе к лучшему.

Ученые обнаружили, в частности, что существует категория высказываний, которые мы употребляем просто по привычке как шаблонные фразы. И эти фразы незаметно, но неизбежно подкапывают под наш авторитет, создают о нас впечатление как о слабой, неуверенной в себе или даже негативно настроенной личности! Эксперты отмечают, что как только человек начинает следить за речью, «вырывать» словесный сорняк, то его имидж как специалиста, коллеги, руководителя обязательно улучшается.

«Это не моя работа».

Когда вы это говорите, то в основном имеете в виду то, что ваша сфера компетенции не предоставляет вам возможности решать данный вопрос. Но на самом деле с точки зрения руководителя и коллег эта фраза означает: «Моя хата с краю, мне это неинтересно, я не хочу с вами сотрудничать, я не член команды, не заинтересован в успехе общего дела, и вообще — отстаньте».

В следующий раз попробуйте сказать что-то вроде: «Я по работе занимаюсь совсем другими вопросами, но могу посоветовать, к кому вам лучше обратиться». Конечно, это требует на толику больше усилий (не исключено, что вам даже придется сделать один или два телефонных звонка), зато создаст у собеседника впечатление о вас как о неравнодушном человеке, который действительно готова помочь.

«Думаю …», «Мне кажется …», «Хотелось бы …» и т.п.

Это преимущественно «женская болезнь». Когда мы приводим аргументы «за» или «против», произносим речь, вносим предложение, то боимся показаться агрессивными, поэтому начинаем предложения из вышеупомянутых слов. Ведь если фразу «Предлагаю радикальное решение» произнесет мужчина, его воспримут как решительного и энергичного, а если женщина — ее сочтут слишком агрессивной, такой, что навязывает свое мнение. И предложения, «ослабленные» словами — вредителями несут в себе неуверенность, воспринимают со скепсисом. Помните, вы — специалист, с чьим мнением должны считаться. Скажите: «Я считаю, что», «Я хочу …», «Предлагаю сделать так ». И это не прозвучит агрессивно, ведь, кроме слов, на вооружении у вас есть доброжелательная, мягкая интонация!

«Я не знаю», «Я не знаю, как это сделать».

В личной жизни эта фраза — просто честный ответ. Однако это не тот ответ, который хотел бы услышать от вас руководитель, клиент или коллега. Обидно, но они понимают ее так: «Я не потрудился узнать об этом. Мне лень подумать, где достать нужную информацию. Я не хочу ничего делать в этом направлении».

Вместо этого скажите: «Я узнаю / уточню этот вопрос и дам вам нужные данные как можно быстрее». Вы уже себя реабилитировали, ведь важно, что вы хотите сотрудничать! А когда вы чего-то не умеете и говорите: «Может, Вы могли бы мне посоветовать, к кому обратиться за помощью, чтобы этому научиться?», то предлагаете руководителю оптимальное решение возникшей проблемы!

«Я не могу».

Никогда не расписывайтесь в своей неспособности что-то сделать! Потому, что найдется тот, кто не побоится вызова, сделает это и выигрывает, а ваш авторитет пострадает.

Вместо того, чтобы сгоряча выставлять себя беспомощным, возьмите паузу: «Мне надо минутку подумать».

Следующий шаг: попробуйте сформулировать проблему по-другому. Ведь в любой проблеме главное — получить ожидаемый результат. Какой он должен быть? Может, его можно достичь другим способом? Может, «мудрый в гору не пойдет, мудрый гору обойдет»? А может предложить руководителю конкретную кандидатуру исполнителя поручения?

Шуточный пример: на корпоративе начальник требует, чтобы вы спели караоке, а у вас на каждом ухе по медведю. Не говорите: «Я не могу, у меня нет слуха». Скажите: «О, в нашем коллективе есть настоящая певица, Анечка из бухгалтерии! Вы бы слышали, как она пела «Многая лета» на прошлой неделе».

«Это хорошо, но …».

Слово «но» отрицает все то, что вы сказали ранее, даже если вы имели добрые намерения. Фраза «Эта блузка тебе идет, но серьги к ней не подходят»- яркий пример. Первая — положительная — часть фразы не запомнится. Собеседник воспримет только негатив.

Поэтому избегайте слова «но», когда это возможно: «Эта блузка тебе идет. Знаешь, с ней прекрасно бы выглядели те маленькие серьги с янтарем …».

«Это плохая идея», «Это невозможно».

Негативизм — как инфекция, и отказываться рассматривать идею или возможность, если на первый взгляд они не показались приемлемыми, — непродуктивно. Если вы часто сходу отвергаете предложения коллег и подчиненных как неподходящие, люди менее охотно проявляют инициативу, становятся пассивными. Одновременно в мире бизнеса известны примеры, когда некоторые идеи, которые на первый взгляд казались глупыми, после детального рассмотрения признавались как перспективные и наконец приносили компаниям прибыли. Например, в конце XIX в. ведущая американская телеграфная компания «Вестерн Юнион» отказалась от приобретения патента на изобретение Белла. «Телефон не имеет никаких перспектив как средство связи», — заявлял тогда руководитель « Вестерн Юнион». Поэтому ваш ответ на предложение, которое вам не понравилось, должно быть: «Обоснуйте», а также: «Рассмотрим также другие возможные варианты».

«Я попробую».

Слова «попробовать», «стараться», «постараться» выражают вероятность поражения, неуверенность в достижении результата. Если вы говорите руководителю: «Я постараюсь закончить отчет к концу недели», то он сомневаться, что вы успеете это сделать. Не подрывайте его доверие к вам. Скажите: «Я сдам вам отчет в пятницу после обеда ». Если же сомневаетесь относительно сроков сами, попросите у босса дополнительное время.

«Это не моя вина».

Выражения типа: «Я тут ни при чем», «Это не от меня зависело », «Разве я виноват», — звучат как попытки оправдаться независимо от того, виноваты вы или не имеете никакого отношения к досадной ситуации, о которой руководитель спрашивает вас: «Как же это могло произойти?».

Конечно, некоторые руководители направляют свой гнев не только на виновников, но и на тех, кому приходится «подбирать обломки». Но в любом случае оправдываться не стоит — держите удар достойно. Скажите: «Позвольте мне лучше разобраться, что именно произошло и как нам действовать дальше», а затем предложите обсудить варианты того, как предотвратить подобные случаи в дальнейшем.

«Мною / нами была проведена работа».

Конструкция «Специалистами была осуществлена работа», «Был проведен праздник», «Была допущена ошибка», «Была рассмотрена проблема» не только неприятна с точки зрения стиля, но и свидетельствует о стремлении говорящего или пишущего, избежать какой либо ответственности. Страх еще можно понять. Но как понять попытки дистанцироваться от прекрасно сделанной работы: «Нашим отделом были достигнуты высокие показатели»? Оно же не само как-то получилось, это на самом деле «Отдел достиг», точнее «специалисты отдела достигли», «коллектив достиг»! Неужели так страшно заявить о достойном уровне своей работы?

Поэтому говорите и пишите: «Мы провели работу», «Мы организовали праздник», «Мы достигли таких — то результатов».

Уважайте свой труд, достижения, и вас будут уважать в ответ. А когда придет время сказать: «Я допустил ошибку», — вы это тоже сможете сказать достойно. Ведь следующей фразой обязательно станет: «Причиной стало то-то, и вот какие меры мы уже приняли, чтобы минимизировать убытки, и вот еще что мы планируем сделать, чтобы избежать подобного в будущем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *