1. В Фокусе
  2. >>
  3. Статьи
  4. >>
  5. Моральное измерение бизнеса


Моральное измерение бизнеса

bizmenБизнес, предпринимательство — сложный вид человеческой деятельности (в постсоветской стране — еще и «Грязный»), направленной на получение денег, зарабатывания прибыли путем быстрого обмена денег на товар и наоборот.

Неограниченное, без какого-либо внутреннего контроля стремление к обогащению имело место во все исторические времена. Но на смену ему пришел «дух» капитализма как в определенной степени нормированный стиль жизни, то есть своеобразная этика. В капиталистическом (рыночном) обществе прагматические интересы доминируют над всем, деньги превращаются в своеобразный фетиш, процветает индивидуализм.

Капитализм создает необходимых себе хозяйственных субъектов — предпринимателей и рабочих — путем экономического отбора. В бизнесе, как в любой сфере общественного производства, имеют применение основные нравственные категории: добро и зло, справедливость (с моральной точки зрения) и несправедливость, правильная и неправильное поведение (поступок, выбор и т.п.).

Моральные нормы выполняются добровольно, по собственной воле благодаря образованию, общей культуре и воспитанию. Тем они отличаются от религиозных заповедей, соблюдение или несоблюдение которых может награждаться или наказываться Всевышним.

Правовые же нормы имеют механизм принуждения, поскольку их нарушение карается по закону. В философии существует две концепции относительно моральных принципов: моральный идеализм и утилитаризм (польза, собственная выгода). Первый направлен на защиту интересов потребителей, второй — материальных интересов бизнесменов.

В развитых капиталистических странах с установившимися правилами предпринимательства удовлетворение личных интересов возможно при условии пользы обществу. Отечественный бизнес еще далек от цивилизованного честного бизнеса.

Помимо прочего, об этом свидетельствует отсутствие корпоративной социальной ответственности, которая существует в странах с развитой рыночной экономикой. Там социальная ответственность является морально-этической составляющей бизнеса, осуществляется добровольно, без принуждения и предусматривает ведение открытой, честной конкуренции, социальную и экологическую маркировку продукции. Зато быстрое обогащение, в частности, транснациональных корпораций, вызывает игнорирование ими моральных норм ведения бизнеса.

Здесь важную роль приобретает социальный аудит — оценка целей, стратегии и практики предпринимателей относительно социальной ответственности. Немецкий социолог М. Вебер, выясняя «дух капитализма», раскрыл нравственные предписания западноевропейского и американского капиталистического хозяйствования (начало ХХ в.) — честность, пунктуальность, исполнительность, умеренность и т.д., — отметив, что все они носят утилитарный характер. Ученый связывал «Дух капитализма» с христианской этикой, однако не считал ее причиной появления капиталистической системы хозяйства. По его концепции, христианские ценности способствовали пересмотру представлений о смысле жизни и роль экономических факторов, формированию светской рациональной аскезы и специфической хозяйственной этики.

Влияние православия на эти процессы М. Вебер исследовал, но косвенно замечал, что между восточной и западной ветвями христианства большой разницы нет, даже считал православную антропологию оптимистичной за кальвинизм, потому что человек выступает объектом Божьей любви, а не просто греховным существом. Но в сфере хозяйственных и культурных преобразований православие оставалось пассивными, мистически-созерцательным, чем прагматичным. В современных реалиях не ослабляется интерес ученых к изучению проблем соотношения морали с экономическим развитием и отношение к этого различных христианских конфессий. Оказывается, что оно неодинаково у протестантов, католиков и православных. Протестантизм способствовал становлению предпринимательской этики, католики проявляют нейтральность к предпринимательству.

Православные труд одобряют, а предпринимательство как средство обогащения, осуждают. Предметно можно сказать так: в странах, где исповедуется протестантизм, бизнес-деятельность не противоречит общепринятым морально-этическим нормам. Предприниматели там имеют уважительное отношение к законам, платят большие налоги ради сохранения социального спокойствия, действуют благоразумно, с чувством меры, избегают показной роскоши, расточительство с моральной точки зрения является нормальным. В католических странах ценится добросовестный труд, а мошенничество, жестокое обращения с подчиненными считается греховным. Православная вера, одобряя работу, осуждает прагматизм, спекулирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *